Самооценка ребенка: как вырастить уверенного в себе человека?

Самооценка – это представлений о самом себе, своих качествах, месте среди других людей. Это важнейший фактор, который влияет на успехи человека в будущем и на его взаимоотношения с окружающими. Формирование самооценки ребенка происходит в процессе общения ребенка с внешним миром. Изначально у детей отсутствует критичность по отношению к себе. Именно близкие люди задают планку на начальном этапе формирования личности, определяют жизненные ценности.

Формирование самооценки у дошкольника. 

Самооценка детей дошкольного возраста, основывается на взаимоотношениях в семье. Она влияет на все сферы жизни ребенка: психическое, физическое здоровье. Воспитание самооценки напрямую зависит от того, какое отношение к нему демонстрируют родители. Худшим вариантом для развития ребенка в целом является сведение общения с ним к минимуму, отсутствию эмоционального контакта (в особенности с матерью). При недостаточной коммуникации, дефиците тактильного контакта у детей замедляется развитие, ухудшается мышление, ребенок ощущает себя ненужным. Следовательно, и самооценка ребенка будет низкой. 

Какие правила соблюдать? 

Основные рекомендации родителям ребенка следующие: 

  • Нужно обязательно хвалить ребенка. На этом основано повышение самооценки ребенка. Даже если что-то не получилось, но ребенок старался, он должен знать, что его усилия не пропали даром в этом особенность самооценки детей. В то же время нужно правильно подбирать слова, чтобы критичность к себе также развивалась и самооценка не была завышенной, так как это также будет иметь негативные последствия. 

  • В раннем возрасте нельзя бояться перехвалить ребенка. Завышенная самооценка ребенка младшего возраста – нормально. Это является отражением отношения к нему, любви, заботы. 

  • Чуть позже – в возрасте 3-х лет наступает кризисный период, сопровождающийся детским “я сам”. Ребенок начинает отделять себя от окружающего мира, требует самостоятельности. В этом возрасте важно поддерживать в ребенке это стремление учиться новому. 

  • Отмечать следует те изменения, которые происходят с ребенком, а не сравнивать с другими детьми. При этом отмечать нужно не только прогресс, но и обсуждать, по каким причинам могли произойти ухудшения. 

  • Не стоит давать ребенку заданий, с которыми он заведомо не сможет справиться. Постоянное нахождение в состоянии неуспеха приводит к неуверенности в себе. Разумеется, для развития необходимо выполнение все более сложных задач. Решайте их вместе, помогайте, показывайте, что со всем можно справиться. 

  • Родителю нужно быть терпеливым, приобщать ребенка к совместному труду, вырабатывать привычку доводить дело до конца. Это будет поводом для гордости ребенка. 

  • Оценка должна даваться не ребенку, а поступку. Если он сделал что-то плохое, необходимо разобрать причины и возможные последствия таких действий, чтобы ребенок самостоятельно пришел к выводу, хорошо или плохо поступил. Однако говорить, что ребенок плохой – недопустимо. 

  • Показывайте ребенку, что ошибаться – это нормально, что Вы тоже иногда ошибаетесь и без этого невозможно обучение и развитие.  

Проблемой может стать повышенная тревожность родителей, их излишняя опека. Невозможность принимать решения, исследовать окружающий мир не дадут ребенку развиваться.  

Нельзя пытаться манипулировать. В ситуациях, когда ребенка пытаются поставить в зависимое положение, всегда требуют беспрекословного послушания, контролируют все действия, показывая, что не доверяют ему, также формируется низкая самооценка. 

Позиция родителей в отношении воспитания должна быть одинаковой. Если один родитель запрещает, а второй – разрешает, то ребенок не сможет понять, как поступать правильно. При этом один из родителей постоянно будет ругать его, что никак не будет способствовать формированию высокой самооценки. 

Как поднять самооценку ребенку?

Не допускайте сравнений с другими детьми. Конечно, “соседская девочка делает успехи в игре на скрипке”, а “сын подруги закончил четверть на пятерки”. Однако подчеркивать достоинства других, указывая, что ваш ребенок не может справиться с такими задачами, не следует. Все дети в чем-то талантливы, а родители часто склонны обращать меньше внимания на достоинства, опасаясь перехвалить. Ведь Ваш ребенок тоже многое может и умеет! Замечаете ли Вы это? 

Конечно, конструктивная критика должна присутствовать. Однако, никогда нельзя использовать в речи негативных оценочных суждений. Фразы “У тебя никогда ничего не получится”, “Ты ничего не добьешься в жизни”, “Тебя никто не будет любить, если ты не исправишься” – эти слова просто уничтожают самооценку, а в дальнейшем способны испортить жизнь ребенку. 

Развитие самооценки ребенка – задача несложная, если делать все последовательно, много разговаривать с ребенком, давать ответы на возникающие у него вопросы.